Главная Советы психолога

 

ТОЛКОВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

 

“Незнанием никогда не следует
хвалиться; незнание - есть бессилие”.
Н. Чернышевский

 

Результаты индивидуального либо обширного психологического исследования, полученные Вами, нуждаются в дополнительных разъяснениях. Мы с удовольствием приводим для Вас толкование и определение отдельных обозначений.

 

 

Авторитарность

Агрессивность

Адаптация

Актуализация

Акцентуация характера

Альтруизм

Амнезия

Аутизм

Аутосуггестия

Аффект

Аффилиация

Валидность

Вербальная агрессия

Внушаемость

Влечение

Воля

Выражения

Генотип

Девиация

Депрессия

Депривация

Идентификация

Импульсивность

Импунитивность

Интеллект

Интроверсия

Интропунитивность

Интуиция

Инфантилизм

Когнитивный стиль

Комплекс

Консерватизм

Конформизм

Конформность

Корреляционный анализ

Лабильность

Лидерство

Личность

Меланхолик

Механизмы интрапсихической адаптации

Мотив

Нонконформизм

Одаренность

Оппортунистический подход

 

Параноидная независимость

Престиж

Проекция

Профессиональная ориентация

Профессиональная пригодность

Психогении

Психологическая защита

Психологическая служба

Радикализм

Рентные установки

Рейтинг

Ригидность

Самоактуализация

Самовнушение

Самовоспитание

Самооценка

Самосознание

Сангвиник

Сензитивность

Сенсибильность

Сенситивность

Сила “Я”

Совесть

Сопереживание

Социализация

Стресс

Стрессор

Супер-эго

Темперамент

Тревога

Установка

Физическая агрессия

Флегматик

Фрустрация

Характер

Холерик

Честолюбие

Эгоизм

Эгоцентризм

Экстраверсия

Экстрапунитивность

Эмпатия

Эпикурейство

Я-концепция

 


 

 

Авторитарность (автократичность) - социально-психологическая характеристика стиля руководства (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения важнейших вопросов совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.

 

Агрессивность, агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе, или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб; агрессивный акт может быть проявлением защитной реакции на агрессивное поведение другого субъекта (самозащита), либо проявлением неадекватной реакции, следствием физиологического аффекта.

Формы проявления агрессии и их интенсивность варьирует от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия").

В зависимости от направленности агрессии в психологии употребляются термины:

·       экстрапунитивность - агрессия направлена вовне, на окружающих вообще (внешнеобвиняющие тенденции);

·       интропунитивность - (аутопунитивность), агрессия направлена против себя (самообвиняющие тенденции, аутоагрессия);

·       импунитивность - отрицание чьей бы то ни было вины, подчеркивание надежды на время и благоприятные обстоятельства.

 

Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Изменения, сопровождающие адаптацию затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, моральное и психическое состояние индивида.

Адаптация является самой сущностью жизни. Человек, как наиболее развитый вид, как биосоциальный продукт при доминировании социального, выработал в процессе социализации не только анатомические средства защиты, которые защищают его структурно и физиологически по отношению к окружению, но и психологические средства защиты, позволяющие ему:

·       справляться с эмоциями и эмоциональными стрессорами;

·       индивидуально удовлетворять потребности;

·       защищаться от тревоги, дискомфорта, деприваций, фрустраций, конфликтов, снижать внутреннее напряжение.

Механизмы психологической защиты действуют бессознательно, иначе жизнь была бы нестерпимой пыткой. Насколько инстинкт самосохранения заставляет человека избегать физической опасности, настолько же сознательный индивид использует автоматически и бессознательно психологические механизмы защиты при неблагоприятных влияниях внешней среды. Эти механизмы интрапсихической адаптации, психологической защиты приобретаются человеком на ранних этапах социализации, обучением в раннем детстве.

Механизмы адаптации от тревоги, к которой привела фрустрация, включаются автоматически, но они различны и соответствуют индивидуальности личности.

Характерные механизмы психологической защиты для компульсивной или ригидной личности (ананкастической, т.е. тревожной):

·       изоляция (смещение и интеллектуализация);

·       регрессия (возвращение к прежнему поведению, “впадание в детство”, чаще наблюдается у пожилых людей; развитие рентного поведения, а далее уже психоз);

·       идентификация (перенос, эмпатия, чаще встречается у детей);

·       компенсация - гиперкомпенсация;

·       рационализация (обесценивание);

·       возмещение, реституция (например, искупление грехов);

·       реверсия (частое изменение отношения к людям - от любви к ненависти и наоборот);

·       образование реакций - сверхморальный облик.

Другой вид психологической защиты, свойственный истерическим лицам или с акцентом по данному критерию:

·       отрицание (“Это я обиделась?”);

·       вытеснение или подавление тревоги.

Замкнутым и паранойяльным личностям свойственны:

·       бегство, уход в себя, отступление, иногда до аутизма;

·       сублимация - агрессивные импульсы могут быть сняты посредством спортивных игр, активной деятельностью, т.е. направлением энергии в другое русло;

·       проекция - неосознанное приписывание своих побуждений, желаний, оценок, мотивов и действий (в основном отрицательных) окружающим.

 

Актуализация (от латинского “деятельный”) - действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

 

Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.

В зависимости от степени выраженности различают явную и скрытую акцентуацию характера. Оформляясь к подростковому возрасту, акцентуация характера, с повзрослением сглаживается, проявляясь не при любых (как при психопатиях), а лишь при сложных психогенных ситуациях, создающих нагрузку на "слабое звено".

По К.Леонгарду и А.Личко различают, несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, десять типов акцентуации характера: циклоидный, астенический, боязливый или сензитивный, шизоидный, застревающий, эпилептоидный, демонстративный или истероидный, гипертимный, дистимный и неустойчивый.

 

Альтруизм - антоним понятия эгоизм; это система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или интересы социальной общности. Проявляется в опасных ситуациях, (спасение кого-то ценой собственной жизни) или же, становясь осознанной ценностной ориентацией, определяет поведение личности в целом (всепрощение, снисходительность к недостаткам, гуманность). Крайнее выражение альтруизма - жертвенность по отношению к другому человеку).

 

Амнезия - нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга. Различают две основные формы амнезии - ретроградная и антироградная. Ретроградная - проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие заболеванию (например, травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания. Антироградная - нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. Она может охватывать различные по длительности периоды.

 

Аутизм - это черта характера свойственна замкнутым, интровертированным личностям (говорят аутичность личности, необщительность, трудность вступления в контакт с окружающими, предпочтение одиночества контактам, испытывание при этом определенного недостатка в обратной связи, в социализации).

 

Аффект (душевное волнение, страсть) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Оно возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет их к себе), и возможностями выполнить эти требования.

 

Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, поделиться с окружающими своими мыслями, установками, настроением; в известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

 

Валидность (действительный, пригодный, имеющий силу) - один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Понятие валидности относится не только к тесту, но и к цели, ситуации его применения. Вместо этого термина нередко используются понятия “обоснованность”, “достоверность”, “информативность”, “действенность”, “адекватность”, “согласованность”.

 

Внушаемость - степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.

Факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости: психофизическое состояние субъекта (эмоциональное возбуждение, релаксация, утомление, стресс), низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе и др.

 

Влечение - психологическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и др.

 

Воля - сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

 

ВЫРАЖЕНИЯ:

·       “Англомания тона и вкуса” - высокая оценка правил поведения, дисциплинированность эмоций;

·       “Итальяномания тона и вкуса” - недостаточность или отсутствие интеллектуального контроля эмоций: непосредственность вместо расчетливости, отсутствие социального опыта и дипломатичности, хитрости.

На формирование следующих факторов влияет культура социума, в котором воспитывается человек (на одном полюсе люди, сдерживающие свои эмоции, на другом - без задержки выливающие их наружу).

·       “Афинянин” - воспитание с целью достижения наивысшего творческого воображения (повышенная субъективность и индивидуальность);

·       “Спартанский стиль” - это воспитание в стиле ригидного конформизма, т.е. практицизма, реалистичности;

·       “Голливудский синдром” - “недостаточно, чтобы мне было хорошо, надо, чтобы другим было плохо”.

 

Генотип (от греч. genos - происхождение, typos - форма, образец) - генетическая конституция, совокупность генов данного организма, полученная им от родителей.

 

Девиация - отклонение, расхождение.

 

Депрессия (подавление) - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывается восприятие времени, которое течет мучительно долго. Для поведения в состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки к самоубийству.

 

Депривация - невозможность удовлетворить потребности: лишение собственно объекта удовлетворения (отсутствие пищи, смерть мужа, жены, ребенка, потеря родителей).

 

Идентификация - приобретение свойств другой личности, это реакция на других людей, такая же, как на себя, т.е. отождествление себя с кем-то другим.

 

Импульсивность - действия, совершенные под влиянием эмоций, момента и при минимальном участии разума, поэтому и говорят необдуманность, невзвешенность, неразумность, поспешность поступков и реакций.

 

Интеллект (разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В большинстве случаев интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности и др.

 

Интуиция - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения". Интуиция трактуется и как специфическая способность, и как "целостное охватывание" условий проблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная интуиция), и как механизм творческой деятельности. Психология рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за пределы сложившихся стереотипов поведения и, в частности, логических программ поиска решения задачи.

 

Инфантилизм (личностный) - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это незрелость эмоционально-волевой сферы. Это несамостоятельность решений и действий, чувство незащищенности, пониженная критичность к себе, повышенная требовательность к заботе других о себе, это разнообразные компенсаторные реакции (фантазирование, склонность к измышлениям, выдумкам), это - эгоцентризм.

 

Когнитивный стиль - относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях; имеется прямая связь с мотивами, ценностными ориентациями личности.

 

Комплекс - (в психоанализе) группа психических процессов, объединенная единым аффектом, сформировавшаяся на основе глубинных филогенетических структур; неосознаваемое образование, обуславливающее структуру и направленность сознания; способ преодоления этого комплекса определяет "стиль жизни" индивида. Комплекс неполноценности - (в индивидуальной психологии А.Адлера) понятие, согласно которому у ребенка из-за "дефектов” телесных органов складывается комплекс представлений о собственной неполноценности.

 

Конформизм - приспособленчество, благонамеренность (конформист - приспособленец, соглашатель; конформность, как черта характера - гибкое и легкое принятие другой точкой зрения (сговорчивость).

 

Конформность (от слова конформизм) - следование общепринятым в обществе стандартам поведения. И нонконформизм, это наоборот, но в результате разных причин:

·       психического расстройства;

·       антисоциальный (по типу хиппи);

·       творческий антиконформизм (освобождение от научных канонов).

 

Консерватизм - придерживаться установленных правил, принципов, традиций, идей, определенного мировоззрения.

 

Корреляционный анализ (от лат. correlatio - соотношение) - статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов.

 

Лабильность - (неустойчивый, скользящий), одно из основных свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

 

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

 

Личность - более или менее стабильная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которую определяет ее единственная индивидуальная адаптация к среде.

Личность, как субъект межличностных отношений рассматривается в трех аспектах, образующих единство:

·       симптомо-комплексы психических свойств, образующих структуру характера личности, особенности темперамента, способности (в аспекте индивидуальности);

·       личность, как момент включенности индивида в межиндивидные связи;

·       личность, как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей вне зависимости от их взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком преобразований интеллектуальной и аффективной сферы личности других людей.

Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность "быть личностью", т.е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них (кроме биологической потребности к продолжению рода: себя в своих детях, внуках и т.д.).

Условно в личности можно разделить З сферы:

·       что человек хочет (потребности, интересы, ценности, идеалы);

·       что он может (задачи, способности, таланты, наклонности);

·       что он есть (характер).

 

Мотив - любой фактор, внутренний или внешний, определяющий целенаправленное поведение, т.е. поведение, направленное на удовлетворение потребностей, на достижение целей. Мотивированное поведение складывается из трех моментов:

·       возникновение побуждения, импульса, гипотетической силы, которая как бы “толкает” индивидуума к выполнению действия;

·       активность, действие, направленное на достижение цели;

·       удовлетворение - уменьшение силы мотивированного поведения после достижения целей. Субъективно удовлетворение может выражаться: удовольствием, потерей интереса и безразличием. Кроме побудительной функции, мотив определяется и смыслом, так называемая смыслообразующая функция мотива, которые возникают одновременно.

Таким образом, личностные особенности - это те устойчивые свойства человека, характеристики поведения, которые обуславливают определенные стереотипы реагирования (то, что определяет поведение человека в конкретной ситуации).

 

Одаренность - это:

·       качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность одних способностей за счет преимущественного развития других;

·       общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

·       умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

·       совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

·       талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Многозначность термина ”одаренность” указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей.

 

Оппортунистический подход - удобный, выгодный (лат.).

 

Параноидная независимость - это социальная независимость, связанная с подозрительностью, действия окружающих оцениваются как враждебные, направленные на ущемление прав, интересов данной личности. Как правило, эта черта характера не поддается коррекции. Она может не только сопутствовать психическому заболеванию, откуда и название, но и быть у психически здоровой личности.

 

Престиж (авторитет, влияние) - мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившихся в данной общности.

 

Проекция - механизм психологической защиты, заключающийся в неосознанном наделении другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами.

 

Профессиональная ориентация (установка) - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями.

 

Профессиональная пригодность - совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

 

Психогении (от греч. psyche - душа и genesis - происхождение) - патологические, но обратимые расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм как сверхострых (например, потеря близкого человека), так и слабых, но постоянно действующих, порождающих внутренние конфликты (например, борьба между чувством долга и желанием). Психогении также возникают в результате длительного нервного напряжения, серьезных соматических заболеваний.

 

Психологическая защита или механизмы интрапсихической адаптации - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической адаптации является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Типы защитных механизмов (подавление, отрицание, проекция, идентификация, сублимация, регрессия, изоляция, конверсия, рационализация, дискредитация и др.) связаны с особенностями типов акцентуированных личностей (см. понятие адаптация).

 

Психологическая служба - система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, предпринимательства, народного образования, медицины, охраны правопорядка, спорте, космонавтике и др. Создание ПС - важная задача прикладных отраслей психологии: медицинской, педагогической, юридической, психологии управления, инженерной, спорта, системы НОТ и др.

 

Радикализм - свободомыслие, склонность к экспериментированию вообще.

 

Рейтинг (оценка, порядок, классификация) - термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация социально-психологических объектов по степени выраженности общего для них свойства.

 

Рентные установки (потребительские) - возникают, в основном, в связи с попустительством в воспитании, когда нет запретов, “вседозволенность”.

 

Ригидность - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки (особенно четко наблюдается у консервативных личностей).

Выделяют познавательную (когнитивную), аффективную и мотивационную ригидность:

·       познавательная ригидность проявляется в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации;

·       аффективная - выражается в косности эмоциональных (аффективных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций; в фиксации (застревании) на отрицательных переживаниях, что равнозначно высокой стойкости аффекта (на обидах, замечаниях, критике) и в частности - злопамятности;

·       мотивационная ригидность проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.

 

Самоактуализация (действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

 

Самовнушение (аутосуггестия) - процесс внушения, адресованный самому себе, при котором субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Это ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.

 

Самовоспитание - осуществляемое субъектом управление деятельностью, направленной на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

 

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

 

Сенсибильность - повышенная чувствительность организма (или отдельных органов) к воздействию каких-либо раздражителей.

 

Сенситивность (либо Сензитивность) от слова sensitif (чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, незнакомых людей, всякого рода испытаний (экзаменов, например). Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности (комплекс неполноценности), повышенной моральной требовательностью к себе и заниженным уровнем притязаний. Причины - органические (наследственность, поражения мозга и др.) и в результате воспитания (эмоциональное отвержение ребенка в семье, например). Предельно выраженная сензитивность - стоит в основе одной из форм психопатий.

 

Сила “Я” - эмоциональная зрелость или незрелость.

Эмоциональная зрелость - интегрированная личность (способность отсрочить или задержать удовлетворение своих потребностей, подчинить свои желания интеллектуальному контролю). Как правило, это находит отражение в высоком пороге фрустрации.

Эмоциональная незрелость - дезинтегрированная личность (избегает требований действительности, настаивает на немедленном и непосредственном решении, удовлетворении своих потребностей). Соответственно, это отражается в низком пороге фрустрации.

От степени интеграции человека, т.е. от его Силы "Я”, эмоциональной зрелости зависит - похож человек на ребенка или нет.

 

Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, "угрызения совести").

 

Сопереживание - уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы); при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям. Различают два класса сопереживаний:

·       возникающие вследствие неосознаваемого непроизвольного эмоционального заражения и охватывающие субъекта при непосредственном, как правило, случайном контакте с испытывающими те или иные эмоции людьми;

·       те, которые представляют в индивидуальном сознании субъекта соответствующий уровень межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью, общими целями, нормами и ценностями социальной группы.

 

Социализация - взаимодействие человека с окружающей средой (семейной и внесемейной), созревание, формирование личности в конкретной социальной среде. Социализация - понятие более обширное, чем воспитание. В процессе социализации, обучения образуются вторичные потребности (в отличие от инстинктов - сохранение жизни, альтруистический, эгоистический, группировочный, социальный), формируются ценностные ориентации, установки, навыки, умения, мировоззрение, приобретаются знания, образуются отношения - как устойчивый тип эмоционального реагирования, появляются установки - как содержание нашего внутреннего мира.

 

Стресс - (давление, напряжение) - состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Различают два вида - физиологический и психологический стресс. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, оскорблений и обиды и пр. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации деятельности.

 

Стрессор - фактор, вызывающий состояние стресса; сигнальное значение факторов отрицательное: угроза, опасность, обида, информационная перегрузка и пр. Аналогично - "стрессовая ситуация".

 

“Супер-эго” - надличностное качество, Совесть. Это сформированные или несформированные морально-этические нормы (сильное или слабое “супер-эго”). В образовании этого фактора нет генетического начала; в формировании “супер-эго” основную роль играет воспитание (это поощрения и взыскания, социальные запреты, неодобрение тех или иных побуждений, потребностей).

Все нормы поведения, степени ограничений частью личности, становятся его внутренним неосознанным содержанием, т.е. интериоризируются человеком, его личностью. Эта неосознанная часть личности приобретается на раннем этапе социализации.

 

Темперамент - индивидуальный тип биологических реакций, способ эмоциональной реактивности, врожденные способности индивидуальности, наиболее костные, стойкие, консервативные, малоизменчивые и свойственные человеку на протяжении практически всей его жизни.

·       Меланхолик - субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью;

·       Сангвиник - субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи;

·       Флегматик - субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У него преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий. Сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;

·       Холерик - субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. Сильный, неуравновешенный тип.

 

Тревога - возникает тогда, когда интеллектуальная переработка ситуации затруднена или невозможна из-за:

·       отсутствия информации и непредсказуемости ситуации;

·       конфликта - испытание к себе почтения и раздражения;

·       личностных особенностей (при чрезмерной опеке в детстве создается предпосылка для тревожности, т.к. способствует формированию чувства вины и самоизоляции, а потом и замещающим фантазиям).

Тревожность может являться результатом временного состояния, но в большинстве случаев она формируется воспитанием, когда ребенка мало информируют, решают за него все проблемы, и он обязан адаптироваться при неизвестных обстоятельствах, либо при частом повторении отсроченного наказания.

Мы уже знаем, что фрустрация часто приводит к тревоге, а адаптации к ней нет. Однако, чем выше интеллект, опыт, возможность анализа ситуации, тем меньше возможности для возникновения тревоги. Более постоянная фрустрация, как выражение низкого порога ее возникновения у человека, обусловлена чрезмерной чувствительностью, ранимостью, обидчивостью, хроническим ощущением своей неприспособленности и т.д.

Тревога снимается двумя путями: когда у человека появляется депрессия, поскольку при депрессии снижается на нет побуждение к действию, и когда агрессия удовлетворяется. Последнее каждый человек испытал на себе и почувствовал освобождение после реализации агрессии.

Следует помнить, что тревога всегда побуждает человека к действию, направленному на завершение ситуации. Тревожный человек не может бездействовать, он совершает любые действия, которые, хотя бы временно, снимают тревогу (перебирание четок, вращение карандаша в руках и пр.).

 

Установка - (по Д.Узнадзе) "целостная модификация субъекта", его готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при "встрече" двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека.

Выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - смысловых, целевых и операциональных:

·       смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл и содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл).

С помощью смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему знания, нормы, ценности (познавательная функция). Часто повторяющиеся установки в конкретной деятельности, становятся обобщенными установками и превращаются в черты характера личности;

·       целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия;

·       операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях.

 

Фрустрация - состояние, связанное с невозможностью или блокированием осуществления мотивированного поведения, удовлетворения своих потребностей. Существуют два вида фрустраций: депривация и интрапсихический конфликт:

·       отсутствие средств к удовлетворению потребностей либо умений;

·       отсутствие интеллекта, препятствующего удовлетворению желания.

Интрапсихический конфликт - разнонаправленные побуждения, потребности, интерференция форм поведения (один вид поведения исключает другой).

Конфликты также делятся на:

·       внутриличностный;

·       межличностный;

·       социально-ролевой.

Дилемма, перед которой поставлен субъект взаимно конкурирующими или несовместимыми силами и личностными потребностями, носит название психического конфликта. Это столкновение, борьба, дисгармония между сознательным и бессознательным, т.е. между различными частями личности. Задачей личности, часто трудной и болезненной, является установление компромисса между конкурирующими потребностями, но т.к. это часто не удается, то индивид испытывает тревогу.

Таким образом, мы вкратце проследили, как фрустрация приводит к тревоге и, следовательно, к включению механизмов интрапсихической адаптации.

Остановимся на некоторых понятиях, производных от слова “фрустрация”:

·       фрустрирующая ситуация - субъективно неразрешимая для индивидуума ситуация, полная блокирующих моментов;

·       фрустрант - объект либо явление, носящие в себе содержание отрицательной ситуации для личности, ставящей под угрозу удовлетворение его мотивированных потребностей.

 

Характер - это индивидуальный тип психических реакций на действие непосредственных раздражителей и впечатлений действительности, формирующийся в детские годы. Характер в большей степени зависит от меняющихся влияний среды, чем от темперамента, более тонко и полно адаптирует человека к действительности.

 

Честолюбие - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному, престижному положению в обществе. Гипертрофированное (крайне выраженное) честолюбие усиливается тщеславием - высокомерным отношением к окружающим.

Честолюбие, как стремление к общественному признанию может играть объективно относительно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Однако, являясь индивидуалистическим по своему характеру, оно отрицательно сказывается на межличностные отношения в коллективе, на потребность в разумном сочетании общественных, групповых и личных интересов.

 

Эгоизм - (антоним альтруизму), являясь результатом серьезных дефектов воспитания индивида, проявляется как ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности сверхкорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей или группы людей; этому сопутствует завышенная самооценка или переоценка собственной личности, себялюбие и враждебность (особенно к тем, кто отказывается быть вовлеченным в удовлетворении его эгоистических потребностей). Отношения с окружающими рассматриваются лишь с потребительской точки зрения: выгоды, рентности, "эксплуатации" и "спекуляции" искренно добрых чувств, иногда слабостей (родительскую любовь, к примеру) близких.

 

Эгоцентризм - неспособность индивида, будучи всегда сосредоточенным на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к объекту, понятию, концепции, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей прошлому опыту информации; корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно, допустимо существование других точек зрения, отличных от его собственной; эгоцентризм ярко проявляется в детстве и в старости, а может оставаться характерной чертов личности на протяжении всей его жизни.

 

Экстраверсия - Интроверсия - характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира (К.Юнг). Этим обозначаются два противоположных типов личностей: экстравертированный тип (ему свойственна импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность) и интровертированный тип (с характерной фиксацией интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, интроспекции, затруднение социальной адаптации). Можно встретить сокращенные обозначения этих понятий: экстраверт и интроверт.

В отечественной психологии проявления "экстраверсии - интроверсии" рассматриваются как свойства темперамента, т.е. как динамические характеристики (а не содержательные) психических процессов, служащих предпосылкой развития специфических личностных качеств.

 

Эмпатия - здоровая форма идентификации, которая является ограниченной и временной, но позволяет человеку сочувствовать, сопереживать, разделять чувства другого человека и понимать его.

 

Эпикурейство - стремление к чувственному удовольствию.

 

“Я-концепция” (идеал “Я”) - это твердое сознательное мнение, представление человека, каким он должен быть. Как правило, это связано с волевым (осознанным) контролем поведения и заботой о своем реноме.

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

Толкование психологических терминов составлено при помощи:

·       "Краткого психологического словаря" под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, М. Изд. полит. литературы, 1985г. и

·       накопленных знаний специалистов психолого-аналитической службы Юридической Ассоциации "РОСАР".

 

 

Rambler's Top100